Техническая инвентаризация, технадзор, техобследование,
регистрация права собственности, экспертная оценка,
разрешительные документы на строительство,
комплексное обслуживание предприятий.

г.Киев, бул. Л.Украинки, 26А, Печерская
+38(050)7420430 +38(097)1918808
г.Киев, ул. А.Кошица д.4, Харьковская
+38(050)7420430 +38(097)1918808
btiadvokat@gmail.com

Теперь оспорить решение госрегистратора по поводу оформления имущества можно по-иному

С первого дня этого года набрал силы обновленный Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и отныне у нас появилась новая дополнительная возможность при оформлении недвижимого имущества оспорить решение госрегистратора путем обращения в органы Минюста Украины.

Теперь оспорить решение госрегистратора по поводу оформления имущества можно по-иному

Раньше обжаловать такие решения мог только суд, но при выяснении отношений между собственниками и госрегистраторами, как правило, спор решался не в сторону справедливости. Это объясняется тем, что исключительно госрегистратор обладает правом принимать решения о праве собственности по вопросам недвижимости. И поэтому суды не удовлетворяли требования, выдвинутые реальными собственниками. Но в это же время суды могли обязать государственного регистратора повторно рассмотреть заявление, и все происходило по кругу, так как регистраторы отказывали в рассмотрении заявления и снова все шли в суд. Собственно, это и приводило к коррупционным схемам и неправомерной деятельности государственных служащих.

Действия Высшего административного суда Украины по данному вопросу

Над данным вопросом начали работать в ВАСУ и издали постановление2. Данный нормативный документ запретил судам давать обязательство по поводу регистрации прав в случае правильного оформления документов и проведения проверки на их достоверность.

Ранее ГРСУ удовлетворяла админиски в связи со ст.1623, теперь же статья 241 дает основания для отказа регистрации права. Поэтому была вечная проблема, в связи с которой в судах разбирались очень долго и зачастую нечестно, что, собственно, стало причиной значительного снижения уровня доверия граждан к их деятельности.

Также стоит заметить, что в новой редакции закона госрегистраторами теперь являются нотариусы и соответствующие работники местного самоуправления, а также юрлица, которые получили соответственную аккредитацию.

Как происходит обжалование?

В седьмом разделе1 и постановлении4 описаны этапы всей процедуры в связи с новыми поправками.

Итак, сокращенный вариант алгоритма действий при обжаловании решения, а также в случае действий и бездействия госисполнителей представляется:

  • сначала необходимо подать написанную жалобу (заявление) в территориальные органы, а именно в районные или городские, или же сам Минюст Украины, уровень обращения зависит от предмета заявления;
  • орган рассмотрит ваше обращение на протяжении 45 дней;
  • после чего комиссия, которая рассматривала ваше дело, отказывает вам или удовлетворяет заявление;
  • на следующий день после того, как комиссия примет решение, оно вступает в силу и требует внесения определенных сведений в реестр.

Куда подаются, какие жалобы?

Перечень жалоб, которые подходят под компетенцию минюста:

  • опротестование решения-заявления госрегистратора о госрегистрации прав;
  • в случае ненадлежащего исполнения своих полномочий территориальными органами Минюста Украины.

Перечень жалоб, которые подходят под компетенцию городских и районных органов:

  • опротестование решений госрегистратора, исключением являются решения о государственной регистрации прав, а также нарушение функциональных обязанностей регистратора;
  • нарушение функциональных обязанностей субъектов государственной регистрации прав.

Какой орган что рассматривает

Поэтому только Минюст может обрабатывать жалобы о государственной регистрации прав и решения, принятые госрегистратором.

Территориальные органы же имеют право обрабатывать жалобы на остальные решения, которые могут только выдавать госрегистраторы, и, соответственно, любые нарушения своих полномочий или их невыполнение государственными регистраторами.

В случае, если же жалоба-заявление окажется не в уполномоченном органе для ее рассмотрения, то в течение пяти дней этот орган перенаправит документ в компетентный орган и сообщит лицу, которое подало эту жалобу ошибочно не туда.

Если на протяжении 30 дней после принятого для обжалования решения государственного регистратора заявитель не подает жалобу в орган Минюста, то она уже не будет подлежать удовлетворению, так как сроки, предназначенные и написанные в законе, будут упущены.

Только в промежутке 15 календарных дней в Минюсте могут быть оспорены решения его территориальных органов. В данном случае жалобу можно подать как самостоятельно, так и отправить с помощью почты.

Основные требования к жалобам

В жалобах должна обязательно присутствовать следующая информация и документы:

  • ФИО истца, место прописки (для физлиц) или месторасположения (для юрлиц), если жалобу подает представитель, то ФИО представителя и ФИО заявителя;
  • данные о решении, которое обжалуется;
  • краткое описание решения, которое обжалуется, с указанием норм нарушаемых законодательных актов;
  • требование истца;
  • официальные бумаги, доказывающие факт неправомерного поведения с правом гражданина;
  • данные, которые объявляют о желании заявителя принимать участие в рассмотрении данной жалобы.

Жалобу необходимо подписать непосредственно лицом, составившим ее, или его представителем с обязательным вписыванием даты, когда бумага была составлена. Если жалобу подает представитель, необходимо прикладывать доверенность представителя.

Так как обязательно предоставлять документы, подтверждающие факт нарушения прав заявителя, необходимо очень серьезно относиться к сбору всех необходимых документов по этому делу, ведь при их отсутствии вам откажут.

Немного о комиссии, которая принимает и работает непосредственно с жалобами-заявлениями

Комиссию, которая действует на постоянных правах, ее состав и положение утверждает Минюст и его территориальные органы. Она занимается тем, что постоянно рассматривает жалобы-заявления. Непосредственно размещение комиссии в городе Киеве — в переулке Музейном, 2Д, индекс 01001.

Когда комиссия изучает и проводит анализ жалоб, она приглашает непосредственно заявителя и всех заинтересованных лиц, единственное, что госрегистратор может подать письменное объяснение без своего присутствия.

Стоит заметить, что анализ жалоб по срокам обработки занимает столько же времени, как и анализ обращений граждан. Итак, сроки составляют:

  • если дополнительное изучение не требуется — пятнадцать дней;
  • при необходимости более глубокого анализа — тридцать дней;
  • органы могут продлить сроки до сорока пяти дней, но в этом случае обязательно будет предупрежден заявитель.

После рассмотрения, изучения и анализа жалобы комиссия пишет приказ, где определяет, будет ли жалоба удовлетворена или отказано в этом.

Если заявитель получает удовлетворение, субъект, который обжаловался, может принимать следующие решения:
а) не приводить в исполнение решение о госрегистрации;
б) аннулировать решение и повторно провести госрегистрацию прав;
в) изменить данные в Госреестре прав, а также исправить ошибки;
г) на протяжении определенного времени не давать доступа госрегистратору в Госреестр прав;
д) аннулировать аккредитацию субъекта госрегистрации;
е) привлечь к дисциплинарной ответственности должностное лицо органа.

Только Минюст может принимать решения из перечня под буквами: а, г, д.

На протяжении трех рабочих дней тот, кто подал жалобу, получает решение. В тот же или же на следующий день необходимо обязательно внести в Госреестр решение об отмене госрегистрации.

В каком случае можно получить отказ в рассмотрении жалобы?

Итак, вашу жалобу-заявление не рассмотрят:

  • в случаях неправильного оформления документа;
  • если ее подаст лицо, не имеющее на подачу данной жалобы права или полномочий;
  • при нарушении сроков, в течение которых лицо имеет право ее подать;
  • если орган, в который она подается, не имеет компетенции, касающейся этого вопроса;
  • если она уже рассматривалась ранее и уже существует решение по ней;
  • если госрегистрация права уже состоялась на другое лицо, не указанное в решении, до момента принятия решения в органах;
  • если стороны уже приняли соглашение или уже создано судебное решение об отказе истцу по предмету спора;
  • при наличии судопроизводства между теми же сторонами и по тому же вопросу.

Куда обращаться в случае обжалования решения до Минюста или его территориального органа? Каждый имеет право оспорить в суде решение, принятое в органах Минюста. В суде стоимость изучения дела только в первой инстанции, а именно судебный сбор, ориентировочно составляет 500 гривен, в органах же юстиции все совершается бесплатно.

Подведем итоги

Возможность обратиться в юстицию упростит и сделает менее затратным процесс обжалования решений, но только со временем мы сможем оценить, насколько хороши нововведения.

Тем не менее, недостатки уже найдены. Например, если человека лишили имущества незаконным путем и успели зарегистрировать собственность у госрегистратора на кого-то другого, обжалование может не сложиться. Как правило, в таких случаях мошенники несколько раз стараются переоформить и совершить даже несколько перепродаж, остановить же это можно единственным образом, а именно, если удастся наложить арест на недвижимость.

Возникает тут же нюанс, ведь в новой редакции1 комиссии не имеют полномочий, чтобы совершать арест или же запрещать отчуждение имущества.

Тем не менее, в порядке судопроизводства можно совершить данную процедуру, Хотя, если в суде будет рассматриваться это дело, которое вы подадите на комиссию как жалобу, комиссия будет иметь право отказать в удовлетворении вашей жалобы-заявления.

Но этого можно избежать, если одновременно подать жалобу в Минюст на полученное решение госрегистратора и заявление с иском о признании права собственности и прошение принятия мер посредством наложения ареста на имущество, которое является спорным. При таких делах предметы жалобы и дела окажутся разными, что позволит осуществить деятельность обеих органов.

Новый порядок однозначно упрощает процедуру и дает новые возможности, чтобы защитить права владельцев имущества, которое является спорным, и это невозможно не заметить после изучения новой редакции данного Закона1.

Использованные в статье нормативные документы:

  1. Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 января 2016.
  2. Постановление «Обзор практики рассмотрения дел, возникающих из споров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 18 сентября 2015 №20.
  3. Кодекс административного судопроизводства Украины.
  4. Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации» от 25 декабря 2015 №1128

Напишите нам