С первого дня этого года набрал силы обновленный Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и отныне у нас появилась новая дополнительная возможность при оформлении недвижимого имущества оспорить решение госрегистратора путем обращения в органы Минюста Украины.
Раньше обжаловать такие решения мог только суд, но при выяснении отношений между собственниками и госрегистраторами, как правило, спор решался не в сторону справедливости. Это объясняется тем, что исключительно госрегистратор обладает правом принимать решения о праве собственности по вопросам недвижимости. И поэтому суды не удовлетворяли требования, выдвинутые реальными собственниками. Но в это же время суды могли обязать государственного регистратора повторно рассмотреть заявление, и все происходило по кругу, так как регистраторы отказывали в рассмотрении заявления и снова все шли в суд. Собственно, это и приводило к коррупционным схемам и неправомерной деятельности государственных служащих.
Действия Высшего административного суда Украины по данному вопросу
Над данным вопросом начали работать в ВАСУ и издали постановление2. Данный нормативный документ запретил судам давать обязательство по поводу регистрации прав в случае правильного оформления документов и проведения проверки на их достоверность.
Ранее ГРСУ удовлетворяла админиски в связи со ст.1623, теперь же статья 241 дает основания для отказа регистрации права. Поэтому была вечная проблема, в связи с которой в судах разбирались очень долго и зачастую нечестно, что, собственно, стало причиной значительного снижения уровня доверия граждан к их деятельности.
Также стоит заметить, что в новой редакции закона госрегистраторами теперь являются нотариусы и соответствующие работники местного самоуправления, а также юрлица, которые получили соответственную аккредитацию.
Как происходит обжалование?
В седьмом разделе1 и постановлении4 описаны этапы всей процедуры в связи с новыми поправками.
Итак, сокращенный вариант алгоритма действий при обжаловании решения, а также в случае действий и бездействия госисполнителей представляется:
- сначала необходимо подать написанную жалобу (заявление) в территориальные органы, а именно в районные или городские, или же сам Минюст Украины, уровень обращения зависит от предмета заявления;
- орган рассмотрит ваше обращение на протяжении 45 дней;
- после чего комиссия, которая рассматривала ваше дело, отказывает вам или удовлетворяет заявление;
- на следующий день после того, как комиссия примет решение, оно вступает в силу и требует внесения определенных сведений в реестр.
Куда подаются, какие жалобы?
Перечень жалоб, которые подходят под компетенцию минюста:
- опротестование решения-заявления госрегистратора о госрегистрации прав;
- в случае ненадлежащего исполнения своих полномочий территориальными органами Минюста Украины.
Перечень жалоб, которые подходят под компетенцию городских и районных органов:
- опротестование решений госрегистратора, исключением являются решения о государственной регистрации прав, а также нарушение функциональных обязанностей регистратора;
- нарушение функциональных обязанностей субъектов государственной регистрации прав.
Какой орган что рассматривает
Поэтому только Минюст может обрабатывать жалобы о государственной регистрации прав и решения, принятые госрегистратором.
Территориальные органы же имеют право обрабатывать жалобы на остальные решения, которые могут только выдавать госрегистраторы, и, соответственно, любые нарушения своих полномочий или их невыполнение государственными регистраторами.
В случае, если же жалоба-заявление окажется не в уполномоченном органе для ее рассмотрения, то в течение пяти дней этот орган перенаправит документ в компетентный орган и сообщит лицу, которое подало эту жалобу ошибочно не туда.
Если на протяжении 30 дней после принятого для обжалования решения государственного регистратора заявитель не подает жалобу в орган Минюста, то она уже не будет подлежать удовлетворению, так как сроки, предназначенные и написанные в законе, будут упущены.
Только в промежутке 15 календарных дней в Минюсте могут быть оспорены решения его территориальных органов. В данном случае жалобу можно подать как самостоятельно, так и отправить с помощью почты.
Основные требования к жалобам
В жалобах должна обязательно присутствовать следующая информация и документы:
- ФИО истца, место прописки (для физлиц) или месторасположения (для юрлиц), если жалобу подает представитель, то ФИО представителя и ФИО заявителя;
- данные о решении, которое обжалуется;
- краткое описание решения, которое обжалуется, с указанием норм нарушаемых законодательных актов;
- требование истца;
- официальные бумаги, доказывающие факт неправомерного поведения с правом гражданина;
- данные, которые объявляют о желании заявителя принимать участие в рассмотрении данной жалобы.
Жалобу необходимо подписать непосредственно лицом, составившим ее, или его представителем с обязательным вписыванием даты, когда бумага была составлена. Если жалобу подает представитель, необходимо прикладывать доверенность представителя.
Так как обязательно предоставлять документы, подтверждающие факт нарушения прав заявителя, необходимо очень серьезно относиться к сбору всех необходимых документов по этому делу, ведь при их отсутствии вам откажут.
Немного о комиссии, которая принимает и работает непосредственно с жалобами-заявлениями
Комиссию, которая действует на постоянных правах, ее состав и положение утверждает Минюст и его территориальные органы. Она занимается тем, что постоянно рассматривает жалобы-заявления. Непосредственно размещение комиссии в городе Киеве — в переулке Музейном, 2Д, индекс 01001.
Когда комиссия изучает и проводит анализ жалоб, она приглашает непосредственно заявителя и всех заинтересованных лиц, единственное, что госрегистратор может подать письменное объяснение без своего присутствия.
Стоит заметить, что анализ жалоб по срокам обработки занимает столько же времени, как и анализ обращений граждан. Итак, сроки составляют:
- если дополнительное изучение не требуется — пятнадцать дней;
- при необходимости более глубокого анализа — тридцать дней;
- органы могут продлить сроки до сорока пяти дней, но в этом случае обязательно будет предупрежден заявитель.
После рассмотрения, изучения и анализа жалобы комиссия пишет приказ, где определяет, будет ли жалоба удовлетворена или отказано в этом.
Если заявитель получает удовлетворение, субъект, который обжаловался, может принимать следующие решения:
а) не приводить в исполнение решение о госрегистрации;
б) аннулировать решение и повторно провести госрегистрацию прав;
в) изменить данные в Госреестре прав, а также исправить ошибки;
г) на протяжении определенного времени не давать доступа госрегистратору в Госреестр прав;
д) аннулировать аккредитацию субъекта госрегистрации;
е) привлечь к дисциплинарной ответственности должностное лицо органа.
Только Минюст может принимать решения из перечня под буквами: а, г, д.
На протяжении трех рабочих дней тот, кто подал жалобу, получает решение. В тот же или же на следующий день необходимо обязательно внести в Госреестр решение об отмене госрегистрации.
В каком случае можно получить отказ в рассмотрении жалобы?
Итак, вашу жалобу-заявление не рассмотрят:
- в случаях неправильного оформления документа;
- если ее подаст лицо, не имеющее на подачу данной жалобы права или полномочий;
- при нарушении сроков, в течение которых лицо имеет право ее подать;
- если орган, в который она подается, не имеет компетенции, касающейся этого вопроса;
- если она уже рассматривалась ранее и уже существует решение по ней;
- если госрегистрация права уже состоялась на другое лицо, не указанное в решении, до момента принятия решения в органах;
- если стороны уже приняли соглашение или уже создано судебное решение об отказе истцу по предмету спора;
- при наличии судопроизводства между теми же сторонами и по тому же вопросу.
Куда обращаться в случае обжалования решения до Минюста или его территориального органа? Каждый имеет право оспорить в суде решение, принятое в органах Минюста. В суде стоимость изучения дела только в первой инстанции, а именно судебный сбор, ориентировочно составляет 500 гривен, в органах же юстиции все совершается бесплатно.
Подведем итоги
Возможность обратиться в юстицию упростит и сделает менее затратным процесс обжалования решений, но только со временем мы сможем оценить, насколько хороши нововведения.
Тем не менее, недостатки уже найдены. Например, если человека лишили имущества незаконным путем и успели зарегистрировать собственность у госрегистратора на кого-то другого, обжалование может не сложиться. Как правило, в таких случаях мошенники несколько раз стараются переоформить и совершить даже несколько перепродаж, остановить же это можно единственным образом, а именно, если удастся наложить арест на недвижимость.
Возникает тут же нюанс, ведь в новой редакции1 комиссии не имеют полномочий, чтобы совершать арест или же запрещать отчуждение имущества.
Тем не менее, в порядке судопроизводства можно совершить данную процедуру, Хотя, если в суде будет рассматриваться это дело, которое вы подадите на комиссию как жалобу, комиссия будет иметь право отказать в удовлетворении вашей жалобы-заявления.
Но этого можно избежать, если одновременно подать жалобу в Минюст на полученное решение госрегистратора и заявление с иском о признании права собственности и прошение принятия мер посредством наложения ареста на имущество, которое является спорным. При таких делах предметы жалобы и дела окажутся разными, что позволит осуществить деятельность обеих органов.
Новый порядок однозначно упрощает процедуру и дает новые возможности, чтобы защитить права владельцев имущества, которое является спорным, и это невозможно не заметить после изучения новой редакции данного Закона1.
Использованные в статье нормативные документы:
- Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 января 2016.
- Постановление «Обзор практики рассмотрения дел, возникающих из споров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 18 сентября 2015 №20.
- Кодекс административного судопроизводства Украины.
- Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации» от 25 декабря 2015 №1128